Автор:
Илья Бобяков
Источник: http://designbook.tomsk.ru
Прежде, чем применять
Flash на сайте, нужно семь раз отмерить. Оказывается, не все знают, что это такое. Одни применяют Flash от необходимости, другие — от незнания.
Дело в том, что Flash — это
не обычная растровая (gif, jpg, bmp и т.п.) картинка и не html. А мультемидийная технология. Как у любой технологии, у этой есть свои преимущества и недостатки.
Рассматривать Flash-технологию
стоит с нескольких позиций:
- С точки зрения внешнего оформления и культуры сайта;
- C функционально-технической
стороны;
- C практической стороны.
Оформление и культура сайта.
Сайт — это как книга. Вы покупаете книгу, потому что
ее сюжет вам интересен или информация из нее вам полезна. Но не потому, что у нее красивая обложка или известный автор. То время, когда изумленный прогрессом интернетчик приходил на сайт, чтобы посмотреть,
как там что-то прыгает-летает-плавает прошло. Теперь людей заботит информация.
Flash препятствует восприятию информации. Сайт, построенный на Flash больше напоминает игру для
новомодной приставки или телевизионную рекламу, когда сидишь и ждешь, когда она закончится. В большинстве случаев это связано с изменением привычного для пользователя хода вещей, например, вмешательством
в интерфейс, навязыванием анимации и даже звука. Сайт — не самоцель, он существует для посетителя (кроме домашних страничек, которые их авторы для себя же делают).
Функционально-техническая
сторона.
Flash использует plug-in модули, мультемидийные функции, на сегодняшний день не интегрированные в браузеры. В силу присущих Flash-технологии свойств она имеет функциональные
недостатки:
Наличие этих недостатков совсем не означает, что надо вовсе отказаться от Flash. Просто с одной стороны на весы нужно положить необходимость
использования Flash-элемента, с другой стороны — его недостатки
- Обесцениваются
функции браузера:
- Регулировка размера шрифта. Изменять шрифт средствами стандартных функций браузера нельзя. Поэтому шрифт у посетителя будет таким, каким его задал дизайнер (для
справки: все дизайнеры обладают прекрасным зрением, делая шрифты мелкими и очень мелкими);
- Кнопка «назад». Она перемещает не к началу сценария анимации, как ожидается, а на предыдущую
страницу сайта, где Flash-элемент еще/уже отсутствует;
- Поиск по странице.
- Гиперссылки лишаются важного качества — изменяемости цвета в зависимости от
движения по сайту посетителя. Вспоминаешь, был ли ты на этой странице или нет. Таким образом, затрудняется навигация по сайту в целом;
- Вес страниц увеличивается в разы;
- Навигация
во Flash-сайтах часто неудобна;
- Сайты, построенные на Flash в большинстве случаев некорректно работают в офлайне (т.е. когда страницы сайта скачаны на компьютер пользователя и
просматриваются в автономном режиме).
По отношению к крупным информационным сайтам Flash обладает еще большим недостатком — невозможностью индексирования
текстов во flash-элементах. У сайтов, полностью построенных на Flash, всегда низкая степень релевантности.
Практическая сторона.
Кроме
технических тонкостей, которые увидит не каждый, Flash обладает рядом весомых практических недостатков:
- Flash-элементы
имеют большой размер. Мультимедийные возможности Flash широки, поэтому дизайнер просто не удерживается, чтобы не поэксплуатировать их;
- Flash-ролики создаются раз и навсегда. Вместо
этого можно уделить внимание более частому обновлению содержания сайта;
- Скачанные на компьютер Flash-сайты отображаются некорректно. Информация, находящаяся во Flash-формате недоступна
(для закачки Flash-элементов требуется программное обеспечение, которое обычно отсутствует у пользователя).
Прежде, чем применять Flash на сайте,
надо поставить себя на место пользователя: нужна информация; мало времени; модемная скорость; трафик заканчивается.
Выводы:
- Flash противопоказан крупным информационным сайтам (главная цель которых — погоня за посетителями);
- Flash применим для малого сайта узкой специализации (например,
для сайта, чей адрес узнается с визитки его представителя и только);
- Использование Flash хорошо подходит для рекламы и развлечений (баннеры, промо-сайты, игры);
- Если
можно обойтись без Flash, лучше обойтись без Flash.