Автор: Антон Платов
Источник: © компьютерная газета
Результаты 2007 года во многом посрамили делавших прогнозы аналитиков. А именно: российский рынок интернет-рекламы по итогам 2007 года превзошел все ожидания. Специалисты теперь оценивают его в $400-$450 млн, хотя по итогам I полугодия большинство из них прогнозировали итоговый объем в $300 млн. Для сравнения: в 2006 году российский бизнес потратил на онлайн-рекламу около $210 млн.
Итак, рынок интернет-рекламы в рунете за прошлый год удвоился, превысив отметку в $400 млн и заняв примерно 4% от общего объема медиарекламы, размещенной в России. Участники рынка прогнозируют, что в 2008 году рынок вырастет на 50-70%. При этом не учитываются затраты на продвижение, креатив и онлайн-пиар. То есть суммарные расходы бизнеса на присутствие в интернете еще никем по-настоящему не оценены. Эти и другие цифры были озвучены во время весьма представительной интернет-конференции, организованной инвестиционной компанией «Финам». В частности, руководитель отдела исследований компании «Суп» Борис Овчинников отметил, что с учетом тенденций прошлых лет и объема рынка за 2007 год в $400 млн. или чуть больше в 2008-м можно рассчитывать на 60-70% роста. Причем эксперт назвал эту оценку «консервативной». А вот мнения других специалистов. Исполнительный директор холдинга eHouse Владислав Улендеев ожидает увидеть в 2008-м динамику развития в 50-60% роста (при оценке рынка за 2007-й в $400-$450 млн). По мнению генерального директора компании TNS Gallup AdFact Руслана Тагиева, медийная интернет-реклама сегодня занимает около 2,5% от общего объема медиаразмещений, а с учетом контекстного сегмента цифра увеличивается до 4%.
В свою очередь, генеральный директор компании «Бегун» Алексей Басов оценивает прошлогодний рынок контекстной рекламы в рунете в $210 млн и предполагает, что тенденция к ежегодному удвоению этого направления сохранится, по меньшей мере, еще два-три года. Цитата: «При этом замедление роста «контекста», которое мы наблюдаем сейчас, является вполне естественным этапом в развитии сегмента. В начале своего развития рынку достаточно легко показывать колоссальные темпы роста, но с достижением серьезных объемов сохранять прежнюю динамику становится все сложнее». По его словам, нам предстоит наблюдать замедление темпов роста рынка контекстной рекламы, при этом она продолжит наращивать долю в общем обороте интернет-рекламы. «Связано это с тем, что медийную рекламу, как правило, используют крупные компании, при этом она составляет лишь часть общего рекламного бюджета — среди прочих рекламных носителей (ТV, радио, печатные издания, наружная реклама). Для колоссального же количества компаний малого и среднего бизнеса контекстная реклама зачастую является единственным доступным каналом продаж. Поэтому ее доля в общем обороте интернет-рекламы будет только расти», — рассказал журналистам Алексей Басов. Впрочем, деньги в интернет приходят и по другим каналам, параллельно с рекламой. Борис Овчинников из компании «Суп» утверждает: «Что касается отношений с бизнесом, то в непосредственной близости от рекламы находятся услуги по PR-поддержке заказчика и проведению маркетинговых акций. Также развивается сервисное направление — в частности, многие компании пытаются решать кадровую проблему с помощью тех услуг по поиску и подбору кадров, которые предоставляют онлайновые сервисы по трудоустройству. Ну, а частным пользователям Web предлагает массу возможностей — от платных аккаунтов и SMS-служб до приобретения ПО и цифрового контента».
Однако пока что дать количественную оценку доходам рунета, напрямую не связанным с рекламой, специалисты не осмеливаются. Уже упомянутый Борис Овчинников замечает, что развитие ориентированных на пользователей направлений интернет-бизнеса сдерживается отсутствием у российских пользователей привычки к покупкам онлайновых товаров и услуг и настороженное (из-за проблем с безопасностью) отношение к платежам через сеть. Что касается активно обсуждаемой в последнее время модели AdSense for video от Google, то эксперты пока не слишком оптимистически оценивают ее перспективы. Алексей Басов из компании «Бегун» уверен: «Это далеко не первый эксперимент Google, который мы видим, и я думаю, что, пока данная модель не показала своей жизнеспособности, говорить о ее перспективах преждевременно. Мы неоднократно были свидетелями того, как успешные на Западе бизнес-модели не смогли реализовать себя на российском рынке. Даже в том случае, если модель заработает, она не получит быстрого распространения и столкнется с конкурирующими игроками, в том числе национальными».
Судя по всему, под «национальными игроками» Басов вполне обоснованно подразумевает свою компанию. Что касается перспектив российского рынка онлайн-рекламы, то директор по исследованиям Mail.ru Федор Вирин считает, что пониженное по сравнению с оффлайновыми медиа давление конкуренции за внимание пользователя будет способствовать дальнейшему увеличению доли медийной интернет-рекламы в общих затратах заказчиков. На самом деле, денег в этом сегменте рынка и сейчас больше, чем заявляется. Причина такого несоответствия в том, что в большинстве нынешних оценок учитывается только само размещение рекламного контента, без учета креатива, поисковой оптимизации и т.д. По оценкам экспертов, эти расходы достигают нескольких десятков процентов от цены рекламы.