Источник: http://www.sota-ua.com/
Выражение "контент-провайдер" практически неизвестно обывателю, хотя все чаще используется в лексиконе тех, кто живет активной мобильной жизнью. Сами контент-провайдеры предпочитают не афишировать особенности своей кухни, охотно демонстрируя только публичную часть деятельности – ту, что каждый день обрушивается на нас в виде предложений отослать SMS и воспользоваться той или иной услугой – от заказа клипа на музыкальном канале до покупки игры с последующей загрузкой. Следуя призванию расширять представление наших читателей обо всем, что касается мобильной связи, мы приглашаем вас узнать больше о деятельности компаний, предоставляющих платный контент на мобильном рынке Украины.
Что снаружи
Начать, пожалуй, следует с определения понятия "контент". В широком смысле слова под контентом понимают любую информацию или данные. В мире мобильной связи контентом принято считать все те дополнительные услуги, которые не входят в базовый набор сервисов, предоставляемых операторами. С развитием сотовой связи и ростом числа абонентов стало возможным появление нового вида услуг, базирующегося на использовании каналов мобильной связи. Так родились компании, чей бизнес основан на доставке данных в мобильный телефон либо оказании услуг с моментальной оплатой, когда плата взимается с авансового счета абонента.
Разумеется, подобная деятельность невозможна без поддержки со стороны операторов мобильной связи. Не желая распылять усилия (ведь основной бизнес операторов заключается в развитии собственных сетей), телекоммуникационные компании предоставляют в аренду собственные ресурсы (каналы связи и короткие номера телефонов) для создания партнерских отношений с контент-провайдерами.
Именно контент-провайдеры занимаются всей рутинной работой по созданию мелодий, заставок, фоновых изображений и мобильных игр, а также рекламой своих услуг. Принцип работы прост: оператор предоставляет провайдеру короткий номер, чтобы тот самостоятельно анонсировал и развивал свою деятельность. В этом смысле контент-провайдер тоже является своего рода оператором, предоставляя услуги по доставке контента.
Рынок контент-услуг развивается в Украине по европейской схеме. Национальные операторы создают специальные отделы для работы с контент-провайдерами. Оператор может выбрать себе ограниченное количество партнеров и работать со всеми остальными провайдерами через них, либо же не ограничивать свои связи с контент-провайдерами и предоставлять короткие номера любой компании на основе ее бизнес-плана и платы за номер.
Ситуация на нашем рынке контент-услуг сегодня полностью соответствует бурному росту числа пользователей мобильной связью. Традиционно большое количество грамотных технических специалистов привело к увеличению количества "генераторов услуг" – то есть тех, кто производит контент (игры, изображения и мелодии). По словам крупнейших контент-провайдеров Украины, продукция отечественных компаний ни в чем не уступает западным аналогам и пользуется популярностью не только в нашей стране, но и за рубежом. Причем украинский продукт по качеству нередко превосходит западный – еще один повод для гордости за державу.
Что же пользуется наибольшей популярностью среди тех, кто заказывает контент? На первом месте – услуги развлекательные. Тюнинг мобильных телефонов занимает умы многих пользователей, и каждый стремится сделать свой телефон непохожим на другие, приобретая для этого мелодии и привлекательные картинки. Игры пользуются популярностью у владельцев современных аппаратов и являются составляющей частью имиджа владельца телефона. Следующими по популярности идут справочные и информационные сервисы (гадание, гороскопы, мобильные знакомства). Сразу за ними – услуги по доставке товаров.
Обладателям старых телефонов стоит помнить об ограниченном доступе к некоторым услугам. В самом деле – невозможно использовать в телефоне полифоническую мелодию, если аппарат технически не позволяет этого сделать. То же самое относится к красочным изображениям и Java-играм. Часто для получения мобильного заказа необходимо настроенное WAP-подключение. Правда, сейчас существует возможность отослать бесплатный запрос оператору мобильной связи и получить в ответ SMS с необходимыми настройками.
Не настолько хорошо обстоит дело с заказами товаров по мобильному телефону. Во многом это объясняется традиционным для нашей страны недоверием потребителей. Да и механизмы доставки товаров пока не развиты (следовательно, нет гарантии, что заказ будет доставлен оперативно). Но у мобильной коммерции перспективы ничуть не хуже, чем у интернет-торговли, которая, как известно, набирает обороты. В отличие от продаж через Интернет, мобильная торговля позволяет моментально оплатить покупку, используя счет абонента.
Что же предпринимают контент-провайдеры, чтобы мобильные пользователи чаще обращались за заказами? Ключ к успеху – грамотный подход к потребителю, изучение его потребностей и привычек. Контент следует рассматривать как и любой другой товар – а значит, делать его понятным и желанным для покупателя. Предлагая ему новый продукт, компании определяют целевую аудиторию, изучают ее вкусы. Затем формируют цену, исходя из конъюнктуры рынка, и лишь после этого пытаются всячески заинтересовать своих клиентов с помощью рекламы и привлекающих внимание акций.
Практика показывает, что покупатели чаще делают заказы у тех контент-провайдеров, которые не стоят на месте и постоянно предлагают что-то новое. Постоянная работа над созданием свежего контента предусматривает соглашения с аудио– и кинокомпаниями и лицензирование используемых мелодий и изображений. Волей-неволей приходится следить за модой, быть в курсе последних новинок музыки и кино и предлагать клиентам то, за что они готовы платить.
Что внутри
Очевидно, что работа контент-провайдера не ограничивается внешними действиями – той публичной деятельностью, которая у всех на виду. Значительная часть усилий уходит именно на создание и предоставление контента – ведь для разработки качественного продукта мало знать свою аудиторию и уметь привлечь ее. Не менее важной составляющей успеха является сам товар, в данном случае – различные виды информации, предназначенной для использования в мобильных телефонах.
Для того чтобы начать предоставлять доступ к своим услугам, провайдеру необходимо не только заключить договор с оператором, но и создать техническую базу для производства и передачи данных. Так, для создания мелодий звонков прежде всего необходимы соглашения со звукозаписывающими компаниями об использовании тех или иных композиций. В штате компании должен состоять композитор, который будет управлять процессом превращения популярной мелодии в полифонический звонок телефона.
Кроме того, нужен конвертор – специальная программа, с помощью которой музыка будет переведена в нужный формат (их сейчас около 12). Существование стольких форматов создает много трудностей для контент-провайдеров, но производители телефонов ни в какую не хотят унифицировать аудиоформаты своих терминалов. Даже аппараты одного производителя могут поддерживать совершенно разные форматы. Уже готовые мелодии тестируются внутри компании, затем проходят проверку в общей схеме передачи данных оператора и только после этого поступают на рынок, где вы можете их приобрести.
С цветными изображениями все намного проще – картинка просто сохраняется в одном из десятков существующих форматов (о том, как создать такую картинку, мы писали в прошлом номере) и уже готова для отправки. С монохромными изображениями чуть сложнее – пиксельная графика устаревших телефонов менее детализирована (мало того, что недоступен цвет, так еще и разрешение предельно минимально), следовательно, художнику приходится тратить больше времени на обработку изображения, чтобы сделать его узнаваемым. С ростом парка современных аппаратов, цветные картинки пользуются все большей популярностью и через пару лет имеют все шансы совсем вытеснить с рынка монохромные изображения.
Процесс создания Java-игр отнимает больше времени и усилий, однако и отдачу приносит соответствующую – ведь за игру пользователи готовы платить больше. Во-первых, для создания игры привлекаются дополнительные специалисты. Во-вторых, требуется немалый творческий потенциал. Сначала генерируется идея – основной мотив игры. Затем пишется сценарий, разрабатываются персонажи, делаются наброски и эскизы, выбираются ход событий и жанр. Важным фактором при этом является степень доступности игры для пользователя, ведь разные игровые жанры привлекают разных людей. Когда концепция готова, игра воплощается в жизнь, анимируется и адаптируется под максимальное количество моделей телефонов. После этого ее тестируют и отправляют на продажу.
Java-игр на международном рынке контента великое множество – как говорится, на любой вкус.
Статистика их продаж игры на Западе позволяет с большой точностью спрогнозировать успех той или иной игры на отечественном рынке. Как правило, пользователи начинают с простых игр и постепенно (с ростом интереса к контенту и доверия к провайдеру) переходят к покупке игр более сложного уровня. Именно игры позволяют в полной мере насладиться развлекательными возможностями современных телефонов. Хотя украинский рынок еще находится в стадии формирования, уже наметилась тенденция постепенного перехода от дешевых игр (аналогичных встраиваемым в телефон) к дорогим – обладающим интересным сюжетом, впечатляющей графикой и великолепной играбельностью. Достаточно быстро пользователь приходит к выводу, что лучше купить одну интересную игру, чем три невзрачных. Тем более что выбор на рынке есть – крупнейшие украинские контент-провайдеры предлагают сотни игр на любой вкус уже сегодня.
Что нас ждет в будущем
Конкурентная борьба между контент-провайдерами обостряется. В недалеком будущем абонентов мобильной связи будут обслуживать лишь самые сильные из них, предоставляющие наиболее качественные и актуальные услуги. Укрупнение основных участников рынка выгодно и операторам мобильной связи – они предпочитают работать с несколькими надежными партнерами, а не с толпой фирмочек-однодневок. Новым игрокам, скорее всего, придется сотрудничать с операторами через уже существующих контент-провайдеров, выполняя роль генераторов трафика. Так сегодня обстоят дела в Европе. Так будет в ближайшем будущем и у нас.По прогнозам специалистов, рынок развлекательного контента стабилизируется в ближайшие год-два. Услуги найдут свою нишу, а спрос на них, с появлением новых пользователей мобильной связи, будет уверенно расти. Игры, мелодии и картинки будут актуальны всегда, поскольку частое обновление и разнообразные вкусы аудитории не дадут им устареть. На ! первое место выйдут информационные сервисы и услуги по заказу товаров с доставкой.
Человек, по своей природе, стремится к комфорту, и это подвигнет его к использованию своего мобильного телефона в самых различных ситуациях, будь то информация о происшествиях на дорогах, заказ пиццы на дом или запрос прогноза погоды на завтра. Спрос на справочные услуги растет уже сейчас, а в будущем мобильные информационно-справочные службы станут неотъемлемой частью нашей повседневной жизни.